
В России агитационные плакаты начали выпускаться еще во времена Первой мировой войны. Они издавались в значительных тиражах для своего времени, расклеивались по городам и отправлялись вместе с вооружением на фронт. Уже тогда агитационные плакаты стали важной частью общественной жизни, способствуя формированию чувства патриотизма. После революции 1918 года агитация приняла массовый характер, и новые задачи, возникшие после гражданской войны, потребовали от партии активной пропагандистской и просветительской работы. Одной из главных целей стало направление энергии масс на новые достижения, при этом плакаты акцентировали внимание на советских трудящихся героев.

С началом Великой Отечественной войны советская агитация приобрела новое значение. Военные плакаты должны были формировать общественное мнение, создавая отрицательный образ врага, пробуждая гнев и ненависть к захватчикам, а также воспитывая любовь к Родине, которую следует защищать. Художники того времени создавали величественные и драматические образы, сопровождая их запоминающимися фразами.

Плакаты времен Великой Отечественной войны отражали развитие военных действий. В первые два года войны плакаты носили трагический характер, и популярными становились карикатуры, в которых немецкие солдаты изображались жалкими и беспомощными, в то время как бойцы Красной Армии демонстрировали высокий боевой дух и моральное превосходство. В 1941-1942 годах, когда враг захватывал новые города, пропагандистам было важно внушить уверенность в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов содержали много атакующих мотиваций и подчеркивали единство народа и армии, призывая к уничтожению противника.
Главные направления работы художников в условиях войны были намечены. Одним из основных стало развитие агитационного искусства. Не будем забывать о том, что в то время печать была почти единственным средством массовой информации. Поэтому с первых дней войны самым активным и быстродействующим агитационным искусством становится плакат. Он был своего рода набатом, привлекающим всеобщее внимание. Его аудиторией были улицы, вокзалы, заводы, огромные массы людей. Призывная сила плаката звучала всюду. Плакаты военного времени были наделены такими качествами как идейная злободневность, неразрывная связь с общественными интересами. Художник-плакатист с успехом превращал пустой лист бумаги в грозное оружие.
Развитие военного плаката шло по двум основным направлениям: с одной стороны, разоблачение врага средствами сатиры, с другой — мобилизация народа и утверждение его непобедимости на героических примерах. Создавались и произведения, в которых рядом с сатирой присутствовала героика.
В плакатах нашли отражение основные этапы и героические эпизоды Великой Отечественной войны. Из всех видов искусства плакат имел самое широкое распространение, он выдвигал жизненно необходимые призывы и лозунги, вдохновлял людей на подвиг и укреплял их уверенность в победе.

Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов в июне 1941 года, был лист группы художников «Кукрыниксы», изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией.

Одним из первых художников, начавших создавать агитационные произведения с самого начала войны, был Алексей Пахомов. В основу плаката “Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!” легли впечатления Пахомова от работы в отрядах местной противовоздушной обороны (МПВО). Агитационный лист призывал к бдительности, изображая ребят, которые заметили высадку фашистских парашютистов и отправили своего товарища предупредить взрослых об опасности. Плакат, выполненный в технике литографии, был издан уже в середине июля 1941 года.

Плакат “Наше дело правое. Победа будет за нами”, нарисованный художником Владимиром Серовым, цитировал слова из обращения В. М. Молотова к советскому народу 21 июня 1941 года. Этот призыв в последствии часто повторялся в печатных изданиях до конца войны, с этими словами уходили на фронт защитники Ленинграда.

Среди художников плакатного жанра можно выделить Виктора Корецкого. Сам художник работал не в сатирическом ключе, его плакаты отличал скорее героический пафос. Именно в период Великой Отечественной были выпущены работы, прославившие Корецкого.
В июне 1941 года художник создал композицию “Будь героем!”. Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. По мотивам этого плаката летом 1941 года издательством “Искусство” была выпущена одноименная марка. И на марке, и на плакате изображена сцена прощания матери с бойцом-пехотинцем, уходящим на фронт.


В 1942 году был напечатан один из самых знаменитых плакатов Корецкого и всей эпохи Великой Отечественной войны — “Воин Красной Армии, спаси!”. В воспоминаниях мастер подробно рассказал о поиске образа: «Тема плаката определилась для меня сразу, — ее выдвигала сама жизнь. Плакат создавался в напряженное время, когда враг рвался к Волге и все человечество было потрясено беспримерным героизмом несгибаемых защитников Сталинграда». На плакате женщина, прижав к себе ребенка, готова защитить дочь от штыка винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов времен войны был издан более чем 10-миллионным тиражом. Позже плакат воспроизводился на многочисленных листовках, открытках, конвертах. Произведения Корецкого нашли отклик у огромного числа людей, которых работы художника поддерживали в трудные минуты, помогая сохранять боевой дух. Так, капитан гвардии Иван Кузьменко написал в “Правду”: «…мне пришлось побывать в окопах, блиндажах… Везде я видел ваш плакат».
О популярности среди советских людей плаката Корецкого говорит и тот факт, что художник Николай Жуков в своей работе “Бей насмерть!” поместил плакат “Воин Красной Армии, спаси!” на стену дома, перед которым изображен стреляющий пулеметчик.


Осенью 1941 года художниками Николаем Жуковым и Виктором Климашиным был создан плакат “Отстоим Москву!” Плакат был выпущен в то время, когда советский народ собирал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага.
Разгром фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза. Исход Сталинградской битвы окончательно закрепил стратегическое превосходство за советскими войсками, были созданы условия для перехода нашей армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.
Этим великим битвам были посвящены многие плакаты, например, “Сталинград”, созданный Виктором Дени и Николаем Долгоруковым. Плакат, решенный в жанре политической сатиры, подчеркивал неизбежность провала немецкой операции по захвату Сталинграда и выходу к Волге.


После победы в Сталинградской битве стало очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.
Одним из самых известных агитационных плакатов, посвященных этой операции, стала работа Виктора Иванова “Пьем воду родного Днепра”. В образе пьющего днепровскую воду из каски солдата каждый воин Красной Армии мог легко представить себя. Этот плакат стал своего рода обещанием скорого освобождения всего Советского Союза от гитлеровских сил.
Еще один плакат художника “На Запад!”, созданный в 1943 году, также обозначил переломный момент войне, предопределившего Великую Победу советских войск.


Плакаты 1943 года показывали героизм советского народа и внушали зрителю уверенность в стойкости защитников Отечества, а солдатам – силу для борьбы и смелость в бою.


Начиная с 1943-го года, когда Советские войска изменили движение с востока на запад и начали освобождение города за городом, важным делом стало поддержать дух советских воинов и тех жителей страны, которые еще жили под захватчиками. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали плакаты «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стоял неприятель. На плакатах стали появляться слоганы “Дойдем до Берлина!”, “Красной Армии – слава!”. Они обозначили скорый разгром врага, требуя от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу советских солдат с освобожденными городами, с семьей.


В последние годы войны плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну и народ, породивших и воспитавших своих защитников. Плакат Виктора Иванова “Ты вернул нам жизнь!” – жизнеутверждающая работа, показывающая всю радость освобожденного народа. Так встречали советских героев войны – женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

1945 год — война закончилась победой Советского Союза. Многие произведения искусства были посвящены Дню победы, параду в Москве, возвращению военных домой. Одним из таких плакатов стала работа Леонида Голованова “Красной армии – слава!”.
Герой, изображенный на плакате, имел прототип — им стал один из лучших снайперов Великой Отечественной войны Василий Голосов. Леонид Голованов использовал его внешность и в плакате, который мы видим в левом верхнем углу — с девизом: “Дойдем до Берлина!” 1944-го года. Однако сам Василий Голосов в Берлине никогда не был – он погиб в 1943 году. Плакат писали по зарисовке, хотя у художника изначально не было задачи увековечить именно Голосова. Многие художники создавали на плакатах обобщенный образ, но Голованов хотел написать конкретного человека. Если в работе 1944 года улыбающийся боец изображен на фоне колонны советских войск, направляющейся на запад, то на плакате “Красной армии – слава!” видна стена с надписью «Дошли!» Так исполнилась мечта лейтенанта Василия Голосова.





Плакаты А.Ф. Пахомова; плакаты первой половины 1940-х гг. (репринтное воспроизведение) – из фондов музея “Разночинный Петербург”.